- оказание социально - психологической помощи учащимся, педагогам и родителям.
- реализация права на дополнительное образования, а также адаптация к
ДОУ детей дошкольного возраста и повышение педагогической
компетентности их родителей.
- амплификация детского развития через совместную деятельность.
Этапы:
I.Подготовительная работа:
формирование целей, задач, принципов, программы работы клуба.
изучение нормативно-правовых документов.
сбор данных учащихся, составление социально-психологического паспорта на каждого учащегося.
анализ предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством.
II.Технологический этап:
Его цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности.
III.Заключительный этап:
защита проекта
историческая справка
План проектных мероприятий.
№ Основные этапы проекта мероприятия по проекту 1. Посещение уроков (проведение диагностических минуток во время уроков и между ними). 2. Посещение учащихся на дому. 3. наблюдение учащихся. 4. Коррекционно -развивающая работа. 5. Диагностика учащихся (обработка результатов) 6. Контролирующая работа социального педагога (индивидуальная работа с учащимися, контроль за успеваемостью и посещаемостью). Исполнитель мероприятия: социальный работник. 7. Работа с семьей, помощь при устройстве на практику. Исполнитель мероприятия: социальный работник. 8. Оказание информационных услуг. 9. Консультация "Основы здорового образа жизни". Исполнитель мероприятия: медицинский работник. 10. Консультация "школа будущей матери". Исполнитель мероприятия: медицинский работник.
Обоснование.
На современном этапе развития нашего общества жизненный уровень большинства населения, особенно занятого на бюджетных предприятиях, понизился, обострились межнациональные противоречия, усилился темп жизни. В связи с этими, а также другими причинами повысилась агрессивность людей, отчего особенно страдают молодое поколение. В нашей стране немало деградирующих семей - это с одной стороны, с другой - многие родители вынуждены работать на двух работах - дети остаются без присмотра. испытывают дефицит общения с близкими взрослыми. И в том, и в других случаях дети переживают постоянные стрессы прежде всего потому, что не удовлетворяются их базовые потребности в родительской любви, ласке, защищенности. В результате у них нарастает напряженность, появляются агрессивность и озлобленность - сначала на родителей, потом на всех окружающих. У молодежи, вовремя не обученной само регуляции поведения, агрессивность, гнев, попытки самоутвердиться, протест выражаются в форме вандализма. Естественно, что он имеет деструктивный характер и направлен против общества.
Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способом выхода гнева и само регуляции поведения, чтобы уже в 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и само регуляции. Поэтому нам необходимо открытия клуба "Консультант".
В практике современной школе, когда "канула в лету" идеология коммунистического воспитания и утопия "всестороннего развития личности", казалось у педагогов наступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионера.
Однако в последние года появилась практика педагогических коллективов, где школа решает не только вопросы обучения и воспитания, но и целый ряд социальных проблем ребенка.
Изменения в нашей стране повлияли на существенную систему образования; на ней не мог не отразиться социальный, экономический и политический кризис общества. Общеобразовательная школа должны была пересмотреть свою учебную, воспитательную и социальную роль, выдвинув на первый план социальные функции. Попытаемся их выделить:
это, по-прежнему, решение задачи выполнения Закона о всеобщем образовании, но организация образования строится в интересах детей и подростков.
это организация воспитательной работы в школе на том же уровне, что и обучение
это переориентация всей деятельности школы с тем, чтобы поставить в центре всей ее работы выполняются шли правовые нормы детского труда.
Нарушения в развитии образа себя в раннем детстве определяются различными причинами, прежде всего трудностями во взаимодействии и общении ребенка с близкими взрослыми. Если ему не хватает заинтересованного, адресованного именно к нему как к личности внимания взрослых, потребуется организация специальных занятий, насыщенных личностно-ориентированным общением. Они позволят усилить переживание малышам своей значимости для других, укрепить его положительное самоощущение, развить представление о себе. Одновременно с занятиями необходимо проводить консультации с родителями по поводу коррекции общения и взаимоотношений с ребенком в семье. Коррекционные занятия проводятся педагогом индивидуально (с каждым из детей отдельно) а также в группе. Во время индивидуальны занятий делается акцент на личностных, субъективных проявлениях ребенка. Взрослый поддерживает его инициативы, предлагает выбрать занятия, действия и оценивает его выбор как значимый. ценный для себя, подчеркивая право ребенка на свободное волеизъявление.
Воспитание гражданина не только социальная проблема, но и важная задача педагогической науки и практики. Учитель считает эту проблему стержневой в учебно-воспитательной работе, но не всегда ясно представляет, с чего начать, как педагогически грамотно выстроить процесс гражданского воспитания в каждой возрастной группе школьников и систем обучения в целом, решить вопросы преемственности.
Приведем несколько высказываний учителей: "честно говоря, никогда этим заниматься, учебную программу не успеваю проходить", " я бы с удовольствием занималась этой программой, так как действительно считаю ее очень важной, но столько сложностей, противоречий, да и литературы соответствующей нет", "мы занимаемся гражданским воспитанием на уроках, главным образом, в рамках литературы, "я думаю, рановато в начальной школе, а может быть" действительно, младший школьник еще много не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. Младших школьников отличает жажда узнать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда- возникновение интереса к общественной жизни, отношениям в ней. Как и в дошкольном периоде, в жизнедеятельности маленьких школьников определяющее место принадлежит эмоциям, но укрепляется тенденция освобождения от импульсивности. По мнению психологов, эмоции, чувства способствуют переходу внешнего воздействия в личностный смысл.
Именно эмоции позволяют детям испытывать восхищение природой, народными героями. Нельзя не вспомнить русского философа И.А. Ильина, который настойчиво повторял, что в пять-шесть лет ребенок должен знать своих национальных героев, влюбляться в них. И этому будут способствовать не только знания, но и эмоции. В этот период развиваются важнейшие качества личности, в первую очередь нравственные: честность, доброжелательность и другие, усваиваются нравственные формы поведения, формируются мотивы поведения. У школьников в возрасте от семи до десяти лет происходит такие психологические новообразования, как произвольность психологических процессов, внутренний план действий, рефлексия.
К сожалению, на психологическое развитие определенной группы оказывают негативное влияние некоторые социальные факторы: отчуждение родителей от детей, конфликтные ситуации, неполная семья, алкоголизм родителей, которые ведут к отклонению в невротическом статусе и задержке в развитии детей. отсюда неодинаковая "стартовая площадка" для воспитания, а потому, учитывая общие возрастные особенности, необходимо опираться на индивидуальный уровень, путь и темп развития каждого.
В связи с усилением личностно - ориентированной и развивающей функции учебно-воспитательного процесса одним из условий профессионализма педагога становится педагогическое диагностирование. С помощью диагностики можно определить актуальный уровень развития школьника, его потенциальные возможности, выстроить перспективы, "зоны ближайшего развития", а в случае необходимости провести коррекцию в его сознании, поведении. Это настоящее искусство найти в ученике то, что скрыто от других, да и от него самого. По словам К.Д. Ушинского, если вы хотите воспитать ребенка во всех отношениях, вы должны и знать его во всех отношениях. Овладение технологией педагогической диагностики позволит педагогу грамотно реализовать принципы возрастного и индивидуального подхода к детям. Личность ребенка, его интересы и способности, организовать по-настоящему заботу о детях. утвердить №педагогику ненасилия".
Это организация всей работы школы при развитии активности детей, детского самоуправления, создания различных детских объединений, клубов Основной социальной задачей школы остается воспитание человека, гражданина и осуществление права ребенка на образование.
На современную школу возможна обязанность выполнения президентской программы "дети России", в соответствии с которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите.
Как в современных условиях школы может решать вопросы социальной защиты ребенка?
Администрация школы. классные руководители, воспитатели групп продленного дня организовывают детям из малообеспеченных семей выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изучают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.
В школе психологи исследуют способности ребенка и его интересы, намечают пути его индивидуального развития, его обучения и воспитания, оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь, консультируют родителей и детей.
Существующая в школе служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организовывает специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.
Социальный педагог становится организатором вне учебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, разнообразные трудовые, туристические и краеведческие отряды.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с рудными детьми, семьями с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказание ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной школы.
Социальный педагог выявляет детей - школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, с учетом возрастных показателей, особенностей жизнедеятельности современных младших школьников, сложности и многогранности природы гражданственности мы определили ряд ведущих идей, которые легли в основу отборы содержания и логической структуры процесса воспитания, его технологии.
1. Ребенок, независимости от возраста, прежде всего человек, личность, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими, свои ценности, интересы. ребенок не просто продукт воспитания, он сам осмысливает жизнь, определяет свое место в ней, делает выбор, т.е. в определенной степени сам себя воспитывает.
2. При воспитании детей необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, а также помнить, что ребенка следует воспитывать в соответствии с его природой, которую нельзя отрывать от среды социальной.
3. В воспитательном процессе следует создать условия для активного участия школьников в разных видах деятельности.
4. Необходимо использовать диагностику как обязательный элемент, не только помогающий выявить уровень воспитанности ребенка, при определенных условиях диагностика может стать управлением в поведении детей.
Процесс гражданского воспитания включает в себя формирование системы определенных представлений и понятий когнитивный уровень, формирование позитивного эмоционального отношения эффективный (эмоциональный) уровень, формирование деятельностного подхода (поведение, личностного позиция) - конактивный уровень.