Цель: Формирование системы общетрудовых, интеллектуальных и социальных знаний, умений, навыков, воплощенных в конечный продукт: 1) Воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, предприплечивости. 2) Амплификация детского развития через совместную деятельность.
Этапы:
1.Организационно - подготовительный этап. - Поиск проблемы. Обоснование выбора изделия; - Выбор и анализ материалов, инструментов; - Анализ предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством.
2.Технический этап: Его цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности. 3.Заключительный этап: - защита проекта (изделия, его оценка). - историческая справка
Приоритетное направление деятельности клуба «Возрождение национальной культуры» - интеллектуальное, эстетическое, трудовое развитие детей и взрослых. При организации работы клуба будем искать новые подходы, методы и приемы, соответствующие как современным требованиям, так и этнографическим и региональным особенностям. Занятие в кружке плодотворно влияет на развитие индивидуальных способностей детей и взрослых. Каждый народ во все времена умел воспитывать и обучать детей, прививать им качества, умения и навыки, необходимые в жизни через национальную культуру. Учителя и родители в недавнем прошлом утратили опыт использования народной педагогики, которая представляет поистине колоссальные возможности для приобщения детей к труду, природе, этике, религии и т.д. С недавних пор начали воспитывать детей в национальных традициях. Многие родители знают народные сказки, благопожелания, стихи, загадки, с удовольствием дети слушают народные песни, учатся исполнять народные танцы. Дети с удовольствием знакомятся с народными настольными и подвижными играми. Работа кружка сплотит детей и родителей общим интересным делом, повысит родительскую активность в решении школьных проблем.
Народ России помнит и сохраняет не традиции, обряды, обычаи, которые отмечали наши предки. Но, к сожалению не все они дошли до нас в изначальной форме: стерлась, и изменилось многое в нашей духовной жизни, изменились, и люди переставшие помнить и чтить былое. Нам с ребятами пришлось обращаться по многим источникам, чтобы восстановить старинные традиции. Но самый главный источник - сами люди, нам старейшины, уважаемые и мудрые, которые бережно передают свой много вековой житейский опыт из поколения в поколение. И мы бесконечно рады такому тесному сотрудничеству многих поколений Карасунцев.
Изучение национальной культуры, как показывает практика, помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное создание. Познавая национальные традиции, обряды, обычаи школа тем самым способствует сохранению национальной самобытности народа. Вот почему на современном этапе весьма актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, лучшим произведениями словесного искусства.
Творчески работающие педагоги умело используют их в учебной и воспитательной работе. Знание устного народного творчества, литературы и этнографии развивают фантазию детей, активизируют их сознательность. При этом учащиеся усваивают морально-этнические нормы поведения людей, эстетические и нравственные идеалы.
Эстетическо-нравственные идеалы в фольклоре являются эффективным средством воспитания учащихся любви к своему народу, стремлению стать патриотом.
Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры народов России, когда особое внимание уделяется формирован6ию растущей личности. Это актуально, прежде всего, потому, что помогает оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей, не соответствующих нравственно-этническим нормам нации.
Большой интерес у учащихся всегда вызывает тема «Жизнь и быт. обычаи и традиции бурятского и русского народа». Мы знакомим ребят с традиционными праздниками «Сагаалган», «Алтаргана», «День бурятского языка», «Обоо тахилган».
Используя материалы, стараемся формировать у учащихся уважение и интерес к национальной культуре местных народов культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями. На внеклассных занятиях знакомим своих учеников языкам, обычаями, праздниками, религией, декоративно - прикладным искусством. Поэтому хотим открыть кружок «Театральная студия». Работа кружка окажет немаловажное влияния на привития детям с раннего возраста чувства коллективизма. Ответственности за порученное дело и позволяет другими глазами взглянуть на окружающей мир. В процессе подготовки ученикам приходится не только разучивать и готовить свою роль, но и встречаться с людьми старшего поколения, узнать особенности народных традиций. Участие детей в кружке совершенствует хорошему знанию родного языка. В работе детей народные традиции тесно переплетаются с современностью. Это позволяет заинтересовать детей, учит применять полученные знания в ренальной практике, формирует нравственную активность, толерантность, гармонию в жизни.
И по сей день, бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощены в фольклоре. В нем показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.
Основой формирования эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста должны стать художественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной. Просветительно - ознакомительским направлением охватываются возможные виды деятельности, связанные с ознакомлением детей и взрослых с основами народной музыкальной культуры. При этом нам поможет открытие кружка «Музыкальный театр». Народная музыка, звучащая как музыкальный фон, может присутствовать в жизни детей и взрослых в самых разных ситуациях. Одной из самых распространенных форм являются беседы и поисково-собирательская деятельность. При поисково-избирательской деятельности используются формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам, связанной с записыванием народных песен, пословиц, поговорок и т.д. Дети с удовольствием включаются в собирание фольклора. При этом выделяются различные направления этой работы:
собирание текстов музыкального фольклора с использованием средств массовой информации (телевидение, газет, журналов);
постижение музыкального фольклорного наследия с использованием учебников, детской литературы. В рамках креативно - созидательного направления предполагается приобщение детей к творческой деятельности. В качестве детской и взрослой творческой продукции могут служить песни, импровизации (вокальные, ритмические и мелодические), танцевальные и танцевально-пластические композиции.
Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков, и художественное развитие детей вместе с родителями является внеклассная работа. Внеклассная занятия дают возможность выявить детей и взрослых. Увлеченных каким-то определенным видом труда. Здесь можно организовать кружок «Своими руками» (1. декоративно-прикладное искусство», 2. «Костюмерная»). Работа кружка предоставить детям возможность разрабатывать коллекции одежды для кукол совместно с родителями, изготовление одежды, обработка и отделка изделий разнообразна и часто отличается новизной и необычностью, что требует более кропотливого труда и значительно совершенствует общую трудовую подготовку. Можно познакомить детей с технологией обработки шерсти, меха, научить детей вместе со взрослыми вязанию из шерсти носок, рукавиц, шапочек и т.д. Вместе с родителями можно шить одеяло из шерсти, вязать свитера и все эти изделия реализовать или же организовать творческую выставку.
Основная задача, стоящая перед системой образования Бурятии - сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры. Бесценное богатство устного творчества и народного прикладного искусства наших предков должно стать одним из средств воспитания и повернуть ребенка к родной культуре, увлечь его, помочь понять философию и мораль своего народа. Учитель может подбирать изделия, которые помогут ему познакомить детей и взрослых с бурятским прикладным искусством через бумажную и тканевую аппликацию, шитье, вышивание, плетение. Дети с взрослыми учатся шить и украшать свои изделия традиционными классическими швами бурятских мастеров. В работе кружка необходимо дать теоретические знания учащимся и взрослым по вековому опыту обработки кожи и практические: плетение веревок, кнутов, плетей. Через прикладное искусство дети и взрослые знакомятся с одеждой, юбилярными украшениями, обычаями, обрядами, с историей религии своего народа.
Родители должны знать и помнить культурное наследие своего народа, богатство души, религию, так как это играет главную роль в становлении личности. Мы стремимся последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, неповторимого по своему богатству фольклора, красочного национального рукоделия.