Преемственность в образовательном учреждении.
Село – одно из главных звеньев выживания человечества в современных условиях. Ведь сельский житель с раннего утра до поздней ночи трудится, не покладая рук, чтобы накормить и селянина, и горожанина. Практически у него не остается свободного времени, своему ребенку. Поэтому сама жизнь требует от нас создания на селе учреждений типа «Школа – детский сад».
Здесь под одной крышей, в одном здании, под единым руководством находятся начальная школа и детский сад. Здесь воспитывается 32 ребёнка- одна разновозрастная группа и 2 класса-комплекта. Все педагоги школы-сада – учителя, воспитатели – имеют среднее специальное педагогическое образование. В каждой группе, в каждом классе свой индивидуальный режим.
Созданы хорошие условия для дошкольников и для учащихся начальных классов.
Кроме того, удалось снизить психологический барьер, который обнаруживается у большинства дошкольников при переходе из детского сада в школу, сокращен период адаптации дошкольника к новым условиям школы. Ребенку, посещавшему дошкольные группы, знакомы
детский коллектив, воспитатели и учителя, а также само здание, участок, двор, каждый уголок. Поэтому ему легко ориентироваться и не надо привыкать к новым условиям.
Открыты широкие возможности по осуществлению преемственности детского сада и школы.
Воспитание и развитие личности ребёнка происходит на основе формирования его учебной, трудовой и игровой деятельности. Приходя в школу, ученики приводят с собой младших братьев и сестёр, заботятся о них, а малыши по- своему заботятся о старших, гордятся ими.
Чтобы детям было интересно, чтобы в душе каждого ребёнка остался эмоциональный след, чувство удовлетворённости, стараемся создать атмосферу теплоты, общей заинтересованности, предрасположить детей к проявлению положительных взаимоотношений, вызвать желание учиться и познавать новое.
В таком образовательном учреждении устранён феномен педагогического одиночества учителя начальных классов на селе, воспитателя детского сада и руководителя учреждения.
Совместно проводятся педсоветы, открытые уроки, взаимопосещение режимных моментов, занятия, праздники, дни рождения, КВН, родительские собрания.
В любом организуемом мероприятии определяем долю занятости не только детей каждой возрастной группы, но и взрослых.
.. Постепенно комплекс «Школа -детский сад» становится культурным центром села.
Завершая краткое представление нашей начальной школы-детского сада, я надеюсь НАТО, что внимательный профессионал за столбцами диаграмм и управленческими схемами сможет разглядеть живую жизнь.
Считаем, что подобные учреждения необходимы на селе.
Преемственность в системе образования, будучи объективной закономерностью развития, имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Преемственность в системе народного образования позволяет обеспечивать целостное развитие личности на всех ступенях ее формирования. Особую актуальность проблема преемственности приобретает сейчас, когда реализация концепции непрерывного образования становится объективной необходимостью. Главная ее идея - это развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
Известно, что преемственность в работе начальной школы и детского сада – это преемственность и взаимосвязь содержания, методов, приемов, форм.
В концепции дошкольного воспитания отмечается: преемственность детского сада и школы должна обеспечиваться применением на начальных этапах школьного обучения специфических дошкольных методов и форм организации жизни детей. Именно это может сделать переход к новой ведущей деятельности более эффективным и безболезненным. Использование же чисто школьных методов не способствует адаптации к школе, а наоборот, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Непонимание истинного смысла преемственности приводит к тому, что те положительные качества, которые приобретены ребенком в детском саду, не получают дальнейшего развития.
Особую озабоченность и воспитателей и учителей начальной школы вызывают сложности в нравственном воспитании и развитии дошкольника и младшего школьника. Это требует пристального внимания и изучения. Нам думается, что преемственность в работе детского сада и школы – это не только преемственность в содержании, методах, приемах и формах работы. Главное – это реализация преемственности в основных аспектах развития личности каждого ребенка. Если в детском саду задается программа личностного индивидуального развития ребенка, то и в условиях школьной жизни ее необходимо принять и грамотно продолжать.
Программа личностного развития дошкольника, а потом и младшего школьника, как единого целостного процесса может быть реализована тогда, когда и воспитатель, и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития каждого ребенка, а взаимосвязь содержания, методов, форм, стилей педагогического общения, опирающаяся на принципы гуманной педагогики, станет средством для обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии детей.
Завершая краткое представление нашей начальной школы, я надеюсь на то, что внимательный профессионал за столбцами диаграмм и управленческими схемами сможет разглядеть живую жизнь.
|